Власти готовят закон о рекомендательных сервисах. Что о нём известно?
До конца года в Госдуму планируется внести законопроект о регулировании рекомендательных сервисов на онлайн-платформах, пишет газета «Коммерсантъ». Проект документа встретился с мощной критикой со стороны представителей интернет-отрасли. (ссылка в конце поста)
В чём суть
Документ предписывает сервисам разрешить пользователям по желанию отключать рекомендательную систему частично или полностью. Депутаты считают, что при помощи алгоритмов компании могут манипулировать людьми, а подобранный платформой контент повышает риски социальных конфликтов.
В одной из последних версий законопроекта под регулирование подпадают любые интернет-ресурсы, которые используют рекомендательные алгоритмы: социальные сети, онлайн-кинотеатры, поисковые системы, маркетплейсы и т.д. Однако ситуация может измениться ко второму чтению, рассказал один из источников газеты.
Регулирование рекомендательных сервисов обсуждается с конца 2021-го — тогда его предлагалось применять и к ныне запрещённым Facebook с Instagram (принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской организацией).
Что говорят представители индустрии
Принятие законопроекта «отбросит рынок в прошлое», считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов. По его мнению, современные маркетплейсы без системы рекомендаций превратятся в обычные каталоги товаров. Потери отрасли Соколов оценил в более чем 100 млрд рублей ежегодно.
«Наличие или отсутствие тонкой алгоритмической настройки как раз и составляет разницу между доходностью или убыточностью сервиса, часто бесплатного для пользователей, а также негативно скажется на развитии технологий», — говорит Карен Казарян, директор по аналитике АНО «Цифровая экономика»
Пользователи, напуганные масштабными утечками персональных данных, могут оценить функцию отключения рекомендаций, полагает гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров. Но тут уже уточняет, что это нелогично: алгоритмы — «очень позитивная и полезная история» в том числе для посетителей интернет-ресурсов.
Собеседник издания «Коммерсантъ» в IT-отрасли рассказал, что частично отключать рекомендательные технологии технически невозможно. Скорее всего, платформам придётся поддерживать две отдельные версии продуктов: с алгоритмами и без них. Но это потребует затрат.
Позиция автора законопроекта
Заместитель председателя комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин, который разрабатывает законопроект, ответил на претензии участников интернет-отрасли. Депутат не согласен ни с оценкой потерь от регулирования, ни с мнением о необходимости поддержки двух версий платформы. В пример он привёл «ВКонтакте», где есть кнопка для отключения алгоритмической ленты.
Горелкин заявил, что власти не хотят «запрета или контроля над рекомендательными сервисами по китайской модели». Но бизнесу придётся проявить ответственное отношение к применению алгоритмов и праву пользователей отказаться от их использования, подчеркнул он.
Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/....5679541?from=top_mai